Уважаемые читатели!

Библиотека им. Т.Г. Шевченко в своем блоге рассказывает о прозаическом  наследии Т. Г.  Шевченко. Имя Тараса Григорьевича Шевченко – основоположника украинской литературы, ассоциируется у современного читателя, прежде всего с поэзией, однако, его талант проявил себя во многих областях, он известен также как художник, этнограф, прозаик. 

В 2020 году исполняется 165 лет со времени написания повестей Шевченко «Музыкант», «Несчастный», «Капитанша», «Близнецы» (1855).

Русский язык стал вторым родным языком великого писателя. Две трети из творческого наследия Тараса Шевченко написано на русском языке – языке великой литературы, к которой он хотел приобщиться. Шевченко неоднократно говорил по поводу своих повестей, что видит в них прежде всего опыты; в них он, по собственным признаниям, учился и русскому литературному языку (они «у меня теперь как краски на палитре, которые я мешаю без всякой системы», — писал он к С. Т. Аксакову 16 февраля 1858 г.) и, конечно, мастерству художественной прозы.

История создания повестей такова. После ареста за участие в тайном революционном обществе Тарас Шевченко был сослан в солдаты в далекий пограничный корпус с запрещением писать и рисовать. В свободные от караульной службы часы в течение семи лет украдкой писал повести на русском языке. Откуда черпал силы и вдохновение этот человек с трагической судьбой? Продуктивность писателя поражает! Такое ощущение, что он пытается наверстать упущенное время и каждый месяц создает новую вещь. 

В своих повестях  Тарас Шевченко обличал самодержавие, жестокость крепостников, аморальность царских офицеров. В то же время Шевченко — прозаик с большой теплотой вывел положительные характеры трудовых людей, представителей мира искусств — украинцев и русских, отразил их благородные и гуманные идеалы, стремление к просвещению. В повестях много автобиографических материалов.

Поскольку произведения Т. Г. Шевченко было строжайше запрещено печатать, он попытался передать свои повести через друзей в Петербург для публикации под псевдонимом «Кобзарь Дармограй». Однако осуществить этот замысел не удалось. После смерти Шевченко рукописи повестей перешли на хранение к М. М. Лазаревскому, затем рукописи оказались у Н. И. Костомарова и пролежали у него почти двадцать лет.

Только спустя два десятилетия после смерти Тараса Григорьевича друзья поэта напечатали его повести. В течение 80-х годов XIX в. драматические и прозаические произведения Шевченко печатались отдельно в разных изданиях, а вскоре появились отдельным изданием: «Поэмы, повести и рассказы Т. Г. Шевченко, писанные на русском языке». С портретом поэта / Издание редакции «Киевской старины». – Киев, 1888.

Подробнее познакомиться с биографией и творчеством писателя, обзором обзор повестей Т. Г. Шевченко вы можете в блоге Библиотеки в материале «Русская проза Тараса Шевченко».

Следите за новостями на нашем сайте, подписывайтесь на нас в социальных сетях VKInstagram и FB.