ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ЗНАЧИМОСТЬ В СОСТАВЕ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ

 Ростов-на-Дону - центр Ростовский области.

Расположен на правом высоком берегу Дона. Выгодное геогра­фическое положение определило Ростов-на-Дону как важнейший торговый центр и транспортный узел на пересечении сухопутных и водных дорог.

Город вырос из Темерницкой таможни, учрежденной в 1749 го­ду. Появлению таможни в низовьях Дона предшествовал ряд важ­ных исторических событий, связанных с борьбой Русского госу­дарства за Приазовье.

В 1761 году близ Темерницкого поселка была основана кре­пость, названная Ростовской в честь митрополита Димитрия Ростовского. Город, образовавшийся вокруг крепости, стал назы­ваться Ростовом-на-Дону.

Крепость Димитрия Ростовского и существовавший при ней торговый порт выполняли не только военные, но и экономиче­ские функции. Во всех войнах с Турцией, а их было 10, крепость была тыловой базой для снабжения русской армии, воевавшей в Крыму, на Кубани, а позже и на Кавказе. Под Ростовом и на Дону в последней четверти XVIII века строилась военная флотилия, сы­гравшая значительную роль в войне на воде.

Город рос и быстро развивался, так как здесь перекрещивались пути на Малороссию (Украину), Кубань, Нижнюю Волгу, Северный Кавказ, Центральную часть России.

Пути, проходящие через Ростов, связали Восток и Запад, Юг и Север. Поэтому Ростов - один из ключевых городов России, не только «ворота Кавказа», но и шире - в Азию. Это положение при­давало городу и огромное стратегическое значение.

Война пришла впервые в Ростов-на-Дону после Октябрьского переворота - мощные революционные ветры всколыхнули Тихий Дон.

Наступлением войск Южного фронта, начавшимся в октябре 1919 г. составом Первой конной армии, были разгромлены кон­ные корпуса Мамонтова и Шкуро 8 января 1920 года, освобожден Ростов. Армия Деникина была поставлена перед катастрофой.

В 1972 г. в Ростове был поставлен памятник Красным Конни­кам. В период Гражданской войны 1918-1920 гг. в Ростове не рабо­тали многие промышленные предприятия, большие разрушения нанесла война транспорту. После ее окончания в городе началось небывалое строительство, и к 1925 -1927 гг. хозяйство нашей обла­сти и города Ростова был восстановлено, перестроился и усовер­шенствовался паровозоремонтный завод им. Ленина, построена трикотажная фабрика, начато строительство, а в 1931 г. вступил в эксплуатацию крупнейший в стране и в мире завод сельскохозяй­ственного машиностроения «Ростсельмаш». За трудовой подвиг, совершенный строителями, завод был награжден орденом Трудо­вого Красного Знамени.

Все вопросы, касающиеся культурного строительства и на­родного образования, решались как первоочередные. Создано Ростовское отделение Союза советских писателей. Открыты отде­ления Союза композиторов и Союза художников.

На пустыре, разделявшем Ростов и Нахичевань, к ноябрю 1938 г. был построен театр имени М. Горького.

Город строился. Народ создавал все для себя и для будущих поколений.

С февраля 1920 г. развертывалась деятельность воссозданного Северо-Кавказского военного округа. Многие воспитанники СКВО, Первой конной армии впоследствии прославились в сражениях Великой Отечественной войны. В том числе вырастив в рядах Пер­вой конной армии Маршалов Советского Союза К.А. Мерецкова, А.А. Гречко, К.К. Рокоссовского, А.И. Еременко, С.К.Тимошенко и многих других.

Северо-Кавказский военный округ всегда считался одним из передовых в Красной армии. В предвоенные годы некоторые ча­сти, подразделения и отдельные воспитанники СКВО с оружием в руках защищали государственные интересы Советского Союза, участвовали в боях.

Мужество, отвагу и боевое умение проявили в 1936 г. в боях в Испании, в 1937 г. в районах озера Хасан и реки Халхин-Гол воины СКВО.

Летом 1941 г. мирный труд ростовчан, как и всего советского народа, был прерван.

Началась Великая Отечественная война.



Изменено 20.05.2019